укр рус
  • Главная
  • Обратная связь
  • Карта сайта
Телефоны:
  +38(050) 419-91-92
Телефоны:
  +38(044) 281-24-05
Пошта 03680 Україна м. Київ,
вул. Волноваська 10
  • Главная
  • Обратная связь
  • Карта сайта
Телефоны:   +38(050) 419-91-92
Телефоны:   +38(044) 281-24-05
Почта 03680 Украина г. Киев,
ул. Радищева, 10
укр рус


Лаки на любой вкус


Лаки на любой вкус

Лакирование — единственный способ отделки, обеспечивающий обилие декоративных и технологических возможностей при высокой производительности, относительной простоте и завидной «всеядности» в отношении запечатываемой поверхности.

Не претендуя на всестороннее исследование ситуации на рынке лаков для офсетной печати, постараемся раскрыть некоторые тенденции, отмечаемые работниками типографий и дизайн-студий; прежде всего — спрос на лакирование различными видами и освоение новых технологий.

Безусловно, ситуация в Москве и Киеве, где сосредоточено современное оборудование и привередливые заказчики, отличается от положения дел в регионах с более скромными финансами. Да, спектр услуг, постоянные новшества и готовность исполнить самые экзотические фантазии дизайнеров «испортили» заказчика. Но именно «испорченные» — те самые щуки, не дающие дремать карасям-производственникам и заставляющие типографии модернизироваться и придумывать, как реализовать новые идеи по-хорошему «сумасшедших» клиентов на имеющемся оборудовании.


Виды лаков

«Опять за рыбу деньги?», — подумает читатель, узрев заголовок. Именно так! О видах лаков, их составе и назначении писано-переписано. Но, чтобы понять, какие перспективы открывает каждый, нужно помнить основные моменты. Вот мини-ликбез для тех, кто пока совсем не вникал в эту тему.

По составу лаки делятся на три группы: масляные (офсетные, или печатные), водно-дисперсионные и УФ-отверждения.

Масляный лак очень близок к офсетной краске. По сути — это она с прозрачным пигментом. Соответственно, для лакирования служит красочный аппарат печатной секции офсетной машины. При нанесении лак ведёт себя, как офсетная печатная краска, и для коррекции его свойств используются те же вспомогательные средства. Образование плёнки происходит за счёт реакции окислительной полимеризации и частичного впитывания в запечатываемый материал. Со временем залакированные оттиски могут пожелтеть, потому что масляный лак ускоряет процесс старения бумаги.

В состав водно-дисперсионных лаков входят полимерные дисперсии, плёнкообразующие вещества, разные добавки, растворитель — вода (около 60%) или немного спирта. Лаковая плёнка образуется за счёт испарения и впитывания растворителя. Благодаря низкой вязкости лака, не выщипываются частицы поверхности запечатываемого материала. После высыхания образуется прочная на истирание и изгиб плёнка, не имеющая запаха, устойчивая к воздействию низких температур (что позволяет применять лаки для упаковок продуктов, хранящихся в морозильниках). Отлакированные оттиски не желтеют, что особенно важно при сплошном лакировании больших площадей незапечатанного материала (бумаги или картона).

При лакировании дисперсионными лаками необходимо использовать офсетные краски, пигменты которых устойчивы к действию влаги и щёлочи. В противном случае интенсивность и цвет краски могут измениться. Лаки наносятся на офсетных машинах через увлажняющий аппарат, красочный или в лакировальной секции, а также в отдельной лакировальной машине.

Лак УФ-отверждения (УФ-лак) — раствор акриловых смол и жидких полимеров. Плёнка образуется за доли секунды за счёт полимеризации под воздействием УФ-излучения и имеет очень большую прочность на истирание, устойчива к воздействию воды, температуры, химикатов. УФ-лаки нетоксичны и после высыхания безвредны для человека и окружающей среды. Бумага, покрытая УФ-лаком, подвергается вторичной переработке — утилизируется, как и не лакированная.

При лакировании предъявляются требования к совместимости печатных красок и УФ-лака. Если печать производилась масляными офсетными красками, УФ-лак можно наносить либо «по сухому» (после полного высыхания красок на оттиске), либо на слой традиционных красок сначала наносится водно-дисперсионный лак-праймер, а затем уже УФ-лак. Гибридные или УФ-краски не требуют нанесения праймера перед лакированием.

По оптическим свойствам лаковой плёнки лаки бывают матовые и глянцевые. Причём степень глянца зависит от состава лака (в т. ч. используемых добавок), толщины лаковой плёнки и характера (состава и геометрии) лакируемой поверхности.

Если сравнивать по фактору «состав лака», то при одинаковой толщине плёнки и лакируемой поверхности наибольший глянец достигается при использовании УФ-лака, затем следуют водно-дисперсионные и масляные. Большинство добавок, вводимых в лак для улучшения его технологических параметров или придания специальных свойств (повышенной стойкости к истиранию, действию химических веществ и т. п.), уменьшают глянец.

При увеличении толщины лаковой плёнки глянец увеличивается. Зависимость от способа нанесения лака в общем случае выглядит так: при лакировании через красочный аппарат печатной секции глянец будет меньше, чем через увлажняющий; затем следует лакировальная секция и лакировальная машина.

В системе лак—запечатываемый материал чем однороднее основа, тем выше глянец лаковой плёнки. Для максимального глянца поверхность должна быть равномерной по составу и качеству (чтобы обеспечить равномерное распределение лака), непористой, с изображением, напечатанным красками, хорошо смачиваемыми используемым лаком. Противоотмарывающий порошок на отпечатанных оттисках тоже снижает глянец лаковой плёнки — если нельзя работать без порошка, лучше использовать мелкодисперсный или растворимый.

Отдельный разговор о нанесении УФ-лака «в линию». На степень глянца немалое влияние оказывают тип используемых для печати красок и технология нанесения лака. Варианты по возрастанию степени глянца:

  • Печать масляными (традиционными) офсетными красками — нанесение водно-дисперсионного лака-праймера — ИК-сушка — УФ-лакирование.
  • Печать гибридными красками — УФ-сушка — УФ-лакирование.
  • Лакирование после печати УФ-красками.

Перспективы

Прежде чем обсудить перспективы разных видов лаков, технологий лакирования и тенденции их развития, небольшое «лирическое» отступление об особенностях «национальной полиграфии». Допустимо ли равняться на европейские или американские тенденции, и насколько быстро наша отрасль реагирует на заграничные новинки?

Просматривая отраслевые новости и читая об успешном внедрении технологий в наших типографиях, недолго оторваться от реальности. Безусловно, есть типографии с современным оборудованием, позволяющие себе экспериментировать с материалами, пробовать новые технологии. Но круг их узок и от народа они страшно далеки (сосредоточены в крупных городах).

Чаще же ситуация такова. На предприятии уже есть парк оборудования (относительно нового или изрядно поработавшего) и более-менее постоянные заказчики, знающие потенциал производства и приносящие заказы, не превышающие «планки» типографии. Если среди клиентов появляется устойчивый спрос на услугу, выходящую за эти рамки, начинаются раздумья: внедрять новую технологию на уже имеющемся оборудовании или покупать новое… А пока все заказы, требующие этой операции, отвозятся в дружественную типографию. Но как только становится понятно, что оборудование себя оправдает, его покупают. Так частично решается проблема его загрузки — ведь поток заказов на новую услугу уже существует. Согласитесь, весьма оптимистичное развитие событий. Иногда приходится слышать знаменитое «А нас и тут неплохо кормят!» То есть клиент идёт, прибыль капает, и все довольны; а на предложение попробовать что-нибудь новое — звучит недоумённое: «А зачем, когда и так хорошо?» Бывает, и желание обновить производство есть, но — где взять средства?

Какой тип лака самый популярный на рынке? Правильно, масляный. Типографии же исходят из потенциала производства, а это единственный лак, не требующий дополнительной переналадки печатной машины и закупки смывочных материалов. Если печатная машина оснащена лакировальной секцией и ИК-сушкой — типография будет работать с дисперсионными лаками. Реже встречаются энтузиасты, перенастроившие однокрасочную офсетную машину для работы с водно-дисперсионным. Как правило, это делается, если есть постоянные заказчики, которым он обязательно нужен, а типография не в состоянии приобрести дополнительное оборудование.

Что касается УФ-лаков, то далеко не все организации, публикующие в прайсах цены на УФ-лакирование, имеют для этого оборудование, хотя уже сама готовность предоставить услугу говорит о том, что интерес к этому виду лака растёт. Подчас типография возит тираж на УФ-лакирование «к соседям», и все довольны: заказчик получает глянцевую обложку или открытку, не вникая в производственные тонкости, а типография «не отпускает» заказчика к потенциальным конкурентам и даже что-то зарабатывает.


УФ-лаки наступают

Рост интереса к УФ-лакам отмечают и в Европе, и в Америке, оценивая увеличение выпуска продукции с УФ-лакированием примерно в 10% в год. Но это там, а у нас всё куда спокойнее, чему виной не косность технологов и руководителей, а нехватка средств, относительная непредсказуемость и нестабильность экономики — следовательно, риск при долгосрочном прогнозировании ситуации с загрузкой и окупаемостью нового оборудования.

Чем вызван рост интереса именно к УФ-лаку? Перспективой работать с невпитывающими запечатываемыми материалами — металлизированными сортами бумаги, плёнками, пластиками, жестью; максимальным глянцем; мгновенным закреплением — позволяет сразу проводить дальнейшую обработку (тиснение, биговку, склейку) и обеспечивает высокую производительность; лаковая плёнка обладает высокой прочностью на истирание, химической и температурной стойкостью. Таковые свойства делают УФ-лак весьма привлекательным для печати этикеток и упаковки.

Активно ведутся работы по устранению нежелательных свойств широко используемых сейчас УФ-лаков радикальной полимеризации: остаточный запах высохшей лаковой плёнки, опасность жидкого УФ-лака для человека (в состав входят вещества, вызывающие раздражение и воспаление кожи и слизистой оболочки). У большинства производителей появились УФ-лаки катионной полимеризации. Но и эта технология не так нова, как кажется: первые разработки велись 40 лет назад, но не нашли широкого применения из-за высокой стоимости катионных фотоинициаторов и медленного закрепления первых композиций с катионной УФ-полимеризацией.

Преимущество покрытий, отверждаемых по катионному механизму, — высокая адгезия лака к различным подложкам, включая металл и пластмассы. Это связано с хорошей смачиваемостью подложки компонентами лака и малой объёмной усадкой при полимеризации (1-2% по сравнению с 10-20% при радикальной полимеризации).

И всё же пока в России материалы катионной УФ-полимеризации не особо популярны, так как их использование экономически невыгодно — при катионной УФ-полимеризации стоимость материалов и фотоинициаторов значительно выше, чем при радикальной.

К тому же закрепляются лаки медленнее, чем при радикальном отверждении: под действием УФ-излучения происходит частичное закрепление лака (преимущественно в верхнем слое лаковой плёнки), а полимеризация продолжается и после воздействия УФ-излучения. Для ускорения полимеризации после УФ-облучения лакированные оттиски подвергаются тепловому воздействию в ИК-сушке.

Насколько перспективна эта технология для России, покажет время. Сейчас периодически проходят семинары, появляется информация в Интернете и рекламных проспектах производителей. Но пока это больше напоминает разведывательные операции, а не широкомасштабное наступление. Технология, безусловно, интересная и, вероятно, оправдает надежды, когда перестанет быть «новой и дорогой».


Для чего нужен лак?

Прежде всего, он защищает продукцию от механических, химических и температурных воздействий. Лакирование по-прежнему самый доступный (и по цене), относительно простой и высокопроизводительный способ отделки оттисков.

Вторая причина — улучшение внешнего вида или придание оттискам декоративного эффекта (с помощью лаков специального назначения — ароматизированных, перламутровых, металлизированных). И если вынести за скобки производства, где таковые лаки технологически необходимы (барьерные лаки для пищевой упаковки, блистерные), то сейчас явно повышается спрос на «модные излишества».


Какой лак используют чаще: матовый или глянцевый? Пока большинство клиентов хочет, «чтоб блестело». Сплошное лакирование глянцевым лаком обложек — это, наверное, самый распространённый случай, подтверждение тому — известный термин «глянцевые журналы». Лак защищает обложку от царапин, а изображение становится ярче, контрастнее и привлекательнее.

Матовый лак востребован меньше, об этом знают и продавцы, и технологи типографий. Но в последнее время соотношение медленно меняется в пользу матовых лаков. Очень эффектна комбинация матовых и глянцевых лаков, особенно если сочетать при этом сплошное и выборочное лакирование.

Возрос спрос и на выборочное лакирование. Причём часто на одном изделии комбинируют разные типы лаков — иногда исключительно в оформительских целях, а порой декоративный эффект сочетается с технологической необходимостью. Например, для защиты обложки рекламного проспекта от механических воздействий на всю её поверхность наносится глянцевый офсетный лак, а для акцентирования внимания на значимых элементах (логотипе, названии, фотографии производимой продукции и т. п.) на них наносится глянцевый УФ-лак (комбинирование сплошного лакирования офсетным лаком и выборочного УФ-лакирования).


Лаки навсегда

Почему столько пишут и говорят о лакировании? А очень просто: лакирование — единственный способ отделки, обеспечивающий разнообразие декоративных и технологических изысков при высокой производительности, относительной простоте и завидной непритязательности (бумага, картон, пластик, металлизированные поверхности, разного рода плёнки, жесть — существует ли вообще материал, на который нельзя нанести лак?). Хотите, чтобы поверхность блестела, — нанесите глянцевый лак; хотите, чтобы напечатанные цветы или ягоды благоухали как настоящие, — обратитесь к ароматизированным лакам; а чтобы перламутр переливался всеми цветами радуги — к перламутровому. Выставка уже на носу, и шеф требует буклет на матовой бумаге, который должен быть напечатан «вчера»? Сплошное лакирование спасёт ваш тираж от перетискивания при послепечатных операциях.



Автор - Я. Близнец (полиграфист-технолог)
Источник -
http://publish.ru/articles/4394775/text/4052743/_p1.html